Судьба главного миланского шедевра Леонардо да Винчи Часть 3

Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Продолжение. Начало здесь >>
До Леонардо да Винчи сюжет Тайной вечери художники традиционно писали статично: сидящие ровно, будто прилежные ученики на уроке, апостолы и столь же неподвижная фигура Христа. За такой скучный план да Винчи не стал бы и браться. Он превратил сюжет в эпическую драму с порывистыми движениями для передачи эмоций любви, преданности, отчаяния, негодования, измены. Тут он по полной программе использовал багаж своих бесконечных математических знаний, чтобы вписать фигуры в невидимые круги и треугольники, нарезать золотых сечений и назагадывать тайных ребусов на много поколений вперед. (Здесь мы писали о таинственном Атлантическом кодексе руки гения с расчетами и описаниями его опытов и наблюдений миланского периода.)

Леонардо приступил к росписи монастырской стены вдумчиво и не спеша. Обычная фреска пишется темперой по сырой штукатурке. Штукатурка быстро затвердевает, и у художника нет возможности вносить изменения. Такой техникой Монторфано справился со своей частью за год. Но не Леонардо да Винчи. Монахи даже жаловались герцогу на то, что он затягивает работу: приходит, посмотрит в задумчивости и, ни слова не говоря, уходит…

Да Винчи нанес на стену смесь из смолы и кальциево-магниевой мастики и взялся писать по ней маслом. Ему была нужна возможность править произведение. Этого он добился. Но из-за того, что метод был совершенно новаторским и никем не опробованным, спустя небольшое время в нем проявились изъяны.

Формально говоря, так как да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухому грунту, то точнее было бы назвать его произведение не фреской, а картиной. Но для удобства будем придерживаться традиционной терминологии.

Фреска начала трескаться и «шелушиться» еще при жизни Леонардо. Через двадцать лет после создания, когда он уже не жил в Милане, монахи пригласили мастера приехать в Санта Мария делле Грацие и подправить живопись. Да Винчи возвратился в Ломбардию и подновил Вечерю.

Это было только начало длинного списка испытаний, через которые прошла знаменитая фреска.
В этом списке есть и работа монастырской кухни за стеной с сопровождающими любую кухню перепадами температур и повышенной влажностью. Монахи прорубили в нижней части стены с фреской дверь — им нужен был проход именно в этом месте. Наполеоновские войска при оккупации Милана использовали трапезную как конюшню. В 1943 году во время бомбардировки Милана стена с фреской устояла среди превращенного в руины монастыря только благодаря тому, что была полностью обложена мешками с песком. К этому можно добавить и несколько неудачных исправлений Тайной вечери, сделанных незадачливыми реставраторами на протяжении веков.

Только в конце двадцатого века итальянские специалисты провели масштабную научную реставрацию фрески. Сейчас помещение трапезной по сути является закрытым контейнером, в котором предельно минимизировано воздействие окружающей среды.

Если запускать туристов в помещение без ограничения количества, то считается, что большая толпа может изменить микроклимат трапезной, что повредит фреске и трудам реставраторов. Поэтому в зал одновременно пропускают не более 25 человек и всего лишь на 15 минут.

Окончание >>

Статьи по теме Милан
Вход в офис продажи билетов при Санта Мария делле Грацие. Фото: Серджио Калейя Как в Милане посмотреть Тайную вечерю Леонардо да Винчи Часть 4
Фреска Тайная вечеря в Санта Мария делле Грацие Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Милане Часть 2
Санта Мария делле Грацие в Милане. Коллаж: PanoramaTours Санта Мария делле Грацие и Тайная вечеря Леонардо да Винчи Часть 1
Посетители в миланском кафе. Вид из окна. Фото: PanoramaTours Как сэкономить в Милане с помощью Миланокард
Дуомо на Соборной площади Милана. Фото: Бруно Кордиоли Дуомо – крупнейший в мире собор из мрамора Часть 1
Мраморные статуи на шпилях Дуомо. Фото: PanoramaTours Миланский Дуомо Часть 2
Амвросиана – место, где хранится таинственный Атлантический кодекс Леонардо да Винчи Часть 1
Амвросиана хранит не только рукописный Кодекс, но и живопись Леонардо Часть 2
Галерея современного искусства в Милане показывает прекрасную коллекцию Тулуз-Лотрека
Миланский Палаццо Реале – место, где выставляются шедевры мирового уровня
Ремесленники со всего мира съедутся в Милан в конце ноября
Пинакотека Брера – великолепное собрание итальянской живописи в Милане